Икари
Синдзи - Третье Дитя
Этот мальчик - первое и последнее лицо, которое мы видим в фильме, альфа
и омега.
Икари Синдзи 14 лет - он родился
через 9 месяцев после Второго Пришествия 2000 года. Его мать,
Икари Юй, умерла, когда он был ещё малышом, а отец - Икари
Гэндо - бросил его вскоре после этой смерти. Синдзи долгое
время жил где-то в глубинке со своим учителем - как он сам
говорит, это было время тишины и покоя. Вряд ли он даже ходил
в школу, слишком уж боится людей - может, отец нанял ему персонального
репетитора. Больше ничего о детстве Синдзи не известно. Как
человек он замкнут, склонен к низкой самооценке, ничего не
требует от жизни.
Но однажды отец зачем-то вызывает
его в Токио-3. Первая сцена фильма - Синдзи посреди огромного
пустого города. Это его рождение как действующего лица. Первый
человек, которого он видит - девочка-альбиноска, одинокая
в этом городе, как и он сам. Но она - лишь видение, исчезнувшее
через секунду.
Вместо неё появляется Третий Ангел.
Синдзи едва не погибает в вихре разрушения - его спасает Кацураги Мисато,
начальница отдела планирования операций института НЕРВ.
Образ поезда часто встречается на пути Синдзи. На
поезде он приезжает в новую жизнь в Токио-3, на поезде он
бессмысленно катается целыми днями в полудреме и музыке, убегая
от жизни, в поезде он видит призраки сознания Рэй и Аски,
и там же его и Рэй видит Тодзи в своем сне. Дважды Синдзи
пытался сесть в поезд, идущий из мира Токио-3, но оба раза
решал остаться жить.
Кацураги Мисато была для Синдзи
и сексуальной фантазией, что выявляет Двенадцатый Ангел и
Проект искусственной эволюции человека. Знала ли она об этом
- наверное, но никогда не подавала виду, незачем было. Только
в Конце Евангелия она, пытаясь вырвать Синдзи из омута отвращения
к себе и бессильной рефлексии, целует его и обещает "всё остальное",
если он решится дать бой силам Сэилэ и предотвратит
Третье Пришествие.
Икари Гэндо - видимый антигерой
"Евы", холодный и замкнутый человек, использующий все средства
для достижения цели. Его кредо хорошо описывается известными
сталинскими поговорками "лес рубят - щепки летят", "незаменимых
людей нет", "нет человека - нет проблемы" и т.п. Гэндо легче
назвать злодеем, чем любого другого персонажа. Он видит Синдзи
как инструмент управления Евой, хорошую альтернативу Рэй и
Псевдо-штепселю. Привыкший к безмолвной жертвенности Рэй,
он с отвращением смотрит на заикающегося и трусливого мальчишку.
А этот мальчишка ненавидит отца, но так сильно дорожит его
похвалой!
Они встретились на могиле Юй -
жены и матери, давней любви. Но разбить лед так и не получилось,
а дальше пошло хуже...
Синдзи и школа
Вскоре после прибытия
в Токио-3 Синдзи начинает ходить в местную школу. Статус пилота
ЕВА приносит двоякие плоды - с одной стороны, он герой, с
другой - его винят в разрушениях и искалеченных судьбах. Один
из одноклассников, Судзухара Тодзи, даже избивает его за страдания
своей сестры. Честно говоря, мне непонятно, как мог обычный
парень так запросто наехать на важного сотрудника могущественной
организации, и зачем вообще Детям разрешали (а то и заставляли)
ходить в школу - они и так пропускали много занятий "по работе",
а Рэй вообще посещала от случая к случаю.
Постепенно, впрочем, отношения
с одноклассниками налаживаются, и Синдзи даже становится друзьями
с Тодзи и Кенсуке. Последний, кстати, весьма себе на уме парнишка
- не прочь повытягивать из окружающих секретную информацию,
особенно из Синдзи. Однако, поскольку тот сам мало что знает,
то и рассказать ничего не может - возможно, Кенсуке воспринимает
это как понятное нежелание делиться важными сведениями "за
так", и начинает предлагать взамен некоторые свои секреты
(его папаша - видный чиновник). Только к концу фильма Кенсуке
сообразит, что Синдзи просто нечего сказать, и отстанет с
расспросами. Вскоре последние семьи покинут Токио-3, и финальные
испытания Синдзи примет в одиночестве.
Судзухара Тодзи
Вначале этот парень выглядит как типичный герой
"меха-аниме для мальчиков" - решительный, мускулистый, слегка
тупоголовый, верный товарищ, не задает лишних вопросов и молча
следует своим принципам. Однако постепенно этот стереотип
мастерски выворачивается наизнанку, создавая совершенно другой
характер. Оказывается, Тодзи видит довольно глубоко в души
людей, именно он прямо говорит Рэй о её симпатии к Синдзи.
Оказывается, он ненавидит насилие, и не хочет становиться
пилотом Евангелиона - соглашается только потому, что НЕРВ
предлагает перевести его сестру в лучшую больницу. Наконец,
вместо того, чтобы позировать перед камерой и с криком "Ура!"
мочить врагов в сортире, Тодзи и его ЕВА-03 становятся беспомощной
марионеткой Тринадцатого ангела, и в первой (и последней)
своей битве разорваны в клочья Евангелионом Первым.
Финальная сцена в госпитале НЕРВ, несмотря
на свою краткость, прекрасно завершила эту трагическую биографию.
Да, спортивный Тодзи стал калекой (чего никогда не происходит
с героями "меха-аниме для мальчиков"). Однако он сохранил
силу воли и присутствие духа. Хикари по прежнему любит его,
и он принимает эту любовь.
Синдзи и Рэй
Как известно, Рэй - первый человек,
которого видит Синдзи. Её страдания заставляют его начать
и продолжать управлять ЕВА. Чувства Синдзи к этой загадочной
и молчаливой альбиноске неоднозначны и меняются на протяжении
фильма. Сначала это - сострадание, затем - любопытство, даже
зависть и ревность (Рэй и Икари Гэндо улыбаются только друг
другу), потом - сладострастие, перерастающее в любовь. Через
долгое время Синдзи замечает, что Рэй напоминает его мать...
Синдзи и Аска
Если Рэй далека и призрачна, как утренний туман,
то Аска Лэнгли Сорью ворвалась в жизнь Синдзи ураганом страстей. Она
умна, привлекательна и развязна, а ещё надменна, эгоистична
и жестока. В обычной жизни Синдзи попросту боится Аски (во
всех смыслах), но в душе сексуальное влечение, зависть к ней
как к умелому пилоту и обида на её издевательства постепенно
переходят в жалость. Аска ощущает это, и в бессильной злобе
всё глубже скатывается в бездну ненависти ко всем, и в первую
очередь - к себе. Что она так никогда и не увидит, так это
любовь Синдзи - не потребность опереться, а именно тихую и
добрую любовь.
Синдзи и Кадзи
Кадзи некоторое время играет роль старшего
товарища, с которым можно серьёзно поговорить. Он рассказывает
Синдзи о пропасти между мужчиной и женщиной. В момент страшной
опасности, когда Четырнадцатый ангел проникает в Геофронт,
Кадзи говорит, что все люди бессильны перед лицом этой угрозы,
и только Синдзи, решившись, сможет спасти своих друзей.
Синдзи и ЕВА-01
После страшного несчастья с Тодзи он окончательно
разочаровывается в НЕРВ и своем отце, осознав, что всю жизнь
был всего лишь марионеткой в его руках. В ярости Синдзи угрожает
уничтожить Штаб НЕРВ, раз и навсегда покончив с безжалостной
организацией. Однако Гэндо предусмотрел подобный поворот событий
- достаточно лишь поворота рубильника в командном центре для
повышения давления ЛСЛ (что приводит к потере сознания пилота).
Лишенный могущества Евангелиона Первого, Синдзи
может сделать лишь одно - покинуть Токио-3. На этот раз его
решение твердо - он не хочет служить послушным орудием убийства
и вечно заключать сделки с совестью, как это делает Мисато.
Но тишина и одиночество ожидания поезда, пути из этой
жизни, внезапно разрывается сиреной. Трубный глас возвещает
пришествие Четырнадцатого ангела.
Глядя на кровавое шествие Посланника, на его
быстрый и жестокий триумф над отчаявшейся Аской, на самоубийственную
попытку Рэй остановить его фугасом Н2, Синдзи начинает сомневаться
в принятом решении. Узнав же от Кадзи, что в случае контакта
Ангела с Адамом, сокрытым в недрах Геофронта, всё человечество
ждет гибель, он окончательно отбрасывает все мысли о бегстве.
Четырехсотпроцентная синхронизация - не просто
число. Это капитуляция личности во имя слияния с другими душами.
АТ-поле Синдзи исчезает, его тело теряет форму и смешивается
с ЛСЛ входного штепселя, а душа в квантовом виде дрейфует
в единстве с резидентной душой ЕВА-01 - Икари Юй. Единственное
её проявление - образ пустого штепсельного комбинезона.
Распрощавшись с телом, Синдзи задумывается,
а что же удерживает его в жизни. И приходит к выводу, что
люди ценят его только за работу, за способность управлять
Евангелионом. А ради этого не стоит жить.
И только отчаянные слезы Мисато после провала
попытки искусственно восстановить тело Синдзи, слезы любви
и сострадания, дают наконец ему ниточку связи с миром, дают
смысл жизни.
Создатель.
Весь "Евангелион" вращается вокруг Синдзи,
отражая его тысячью зеркал фасетчатого глаза. Обратимся к
воспоминаниям Синдзи в Конце Евангелия, когда его воля властью
резонирующего анти-АТ-поля формирует вторую реальность
из памяти, желаний, помыслов, чтобы отыскать истинное стремление
его души.
Синдзи строит свою Пирамиду жизни - сначала
радостно, вместе с друзьями, потом - задыхаясь от горьких
слез одиночества. Труд завершен, но никого вокруг, и в осознании
ужасной бессмысленности самого существования, Синдзи разрушает
песчаный замок. Однако вскоре вновь принимается за постройку.
Над ним возвышается Пирамида жизни отца - штаб
НЕРВ. Рядом с ней, как Синдзи рядом с песчаным замком, стоит
небоскреб-монолит Центральной Догмы. Творец рядом с творением.
Строительство Пирамиды лишь дважды вспыхивает
на жизненном пути Синдзи - в его начале, когда счастливый
ребенок потерял родителей, провалившись из своего райского
сада в юдоль скорби, и в его конце, когда он возвращает себе
этот рай безгрешности, бессознания, всеобщего и всевременного
единства. Это - Конец Круга, точка единения прошлого с будущим
в диком провале сингулярности Черной Луны.
Но что же вся жизнь в промежутке? Откуда она,
где видна рука Создателя? Я думаю, ответ прост. Игра на контрабасе.
Синдзи начал играть тогда же, когда и строил
свою Пирамиду, когда впервые осознал горечь потери рая, когда
родился как человек. Мы видим его играющим только один раз,
и он сам говорит, что получается плохо, несмотря на большую
практику. Верно. Он лишен внутреннего совершенства Бога.
Он - лишь Демиург, ворочающий своим больным сознанием материю,
отягощенную злом. Лишь человек.
Аска говорит, что он хорошо играет. Сменим
перспективу. Увидим, что и прекрасный закат, и приятная музыка,
и добрая, отзывчивая Аска - творения Синдзи, играющего на
контрабасе в один из своих немногих хороших дней.
Христос или Антихрист?
Ритуал Распятия немедленно наводит на мысль,
что Синдзи - Спаситель человечества, открывающий дорогу в
рай для несчастных заблудших душ.
Однако что же такое - рай Черной Луны? Единение
душ, потеря времени, пространства и смысла жизни. Возврат
к бессмысленному недосуществованию до съедения плода Древа
Познания. Человечество - "стомиллионное стадо счастливых младенцев",
и существует только одна Личность, могущая принимать решения
- тот, что во чреве Ковчега, пилот ЕВА-01. Великий Инквизитор,
отнявший у человечества свободу и взамен давший счастье, а
сам ставший подобным Богу в своей абсолютной власти решать.
Да, все царства земные объединились под руку
Комитета СЭИЛЭ и его бессмертного Председателя. Да, Икари
Гэндо готовил место Антихриста для себя, но вынужден отдать
его сыну.
Но Синдзи находит в себе силы свернуть с простой
дороги.
В фигуре искренности Синдзи - последний шаг
к вершине Эйн Соф - Хокма, Король, сефира мудрости. Это мужское
активное начало, также называемое Аба, т.е. отец, с которым
взаимосвязана мать - третья сефира. Кроме того, Хокме даны
такие имена, как "Божественный Отец", "сила Йециры", "йод
Тетраграмматона". Божественное имя - Иегова, архангел - Рациил,
ангельский чин - Офаним, или огненные колеса. Цвет этой сефиры
в первичном мире Ацилут - бело-голубой, как и штепсельный
комбинезон Синдзи.
|