Аска Лэнгли
Сорью - Второе Дитя
Аска Лэнгли Сорью свежим ветром врывается в застоялую атмосферу
сериала. Наконец-то мы видим уверенного в себе человека, умелого
и азартного пилота, которому нравится управлять мощнейшей
боевой машиной мира, да наконец просто привлекательную девочку
без комплексов. На фоне слабака Синдзи и безмолвной Рэй Аска
гордо возвышается бастионом силы, решительности и независимости.
Точнее, пыталась возвышаться. Поначалу.
Аска - довольно типичный случай того, что я
как непрофессионал понимаю под словосочетанием "маниакально-депрессивный
психоз". Периоды бурной деятельности и попыток утвердить себя
в глазах окружающих и своих собственных сменяются глубочайшей
депрессией и ненавистью к себе.
Аска на три четверти немка и на одну - японка,
родилась в Германии. Её детство, пожалуй, даже тяжелее, чем
у других Детей. Её отец бросил семью, когда она была совсем
маленькой. Мать - Сорью Киоко Цеппелин - работала в Проекте
ЕВА и, видимо, вступила в контакт с одним из объектов (возможно,
это была ЕВА-02). Хрупкое человеческое сознание не выдержало,
и женщина сошла с ума. Она прожила ещё несколько недель в
больнице, обращаясь с куклой как со своей дочерью, и не узнавая
Аску в лицо.
В это время девочку назначают пилотом ЕВА - конечно, потому, что
сознание её матери закрепили в психоматрице ЕВА-02. Счастливая,
она бежит порадовать маму - только чтобы увидеть её труп,
свисающий с потолка.
Аска пообещала себе никогда больше не плакать
и добиться всего в жизни самостоятельно. Она жила в Германии
сначала с бабушкой, потом с приемными родителями, но
не любила никого. В четырнадцать лет она уже закончила колледж
и сконцентрировала жизнь вокруг работы в НЕРВ и пилотирования
ЕВА-02.
Аска и Кадзи
Какая же девушка-тинейджер
без влюбленности - но Аске, конечно, не по вкусу сверстники,
она охотится на крупную рыбу - Рёдзи Кадзи, сотрудника Института
Мардук, который последнее время находился в Германии по заданию
НЕРВ (в частности, он занимался транспортировкой зародыша
Первого ангела). К несчастью для неё, Кадзи предпочитает девушек
постарше - таких, как Мисато, Рицуко, Майя... короче, всех,
до кого сможет дотянуться :-) Это приводит Аску в бешенство,
она пускается на всяческие ухищрения (крики о помощи, сексапильные
купальники) лишь бы привлечь внимание Кадзи, но он остается
равнодушным. Поражение на любовном фронте только добавляет
бензину в пожар ненависти, пожирающий её душу.
Аска и Синдзи
Она, конечно, много слышала о неожиданных успехах
новичка-пилота, и рассчитывала превзойти его в схватках с
Ангелами. Однако этого не получилось, и Аска пытается скрыть
свою зависть издевательствами над Синдзи. Она считает его
слабаком в обычной жизни, и не устает насмехаться над его
постоянными извинениями. Защитный сарказм здесь, впрочем,
смешивается с искренним недоумением - почему этот парень не
может постоять за себя так, как это делает она, девчонка?
Однако не всё так плохо, временами между ними
проскальзывают моменты взаимопонимания - например, когда Синдзи
вытаскивает Аску из жерла вулкана, или когда она слушает его
игру на контрабасе. Один раз Аска даже предлагает поцеловаться
- она только что сбежала со свидания и, видимо, решила все-таки
отдать дань гормонам. Но сразу после поцелуя она убегает в
ванную и начинает бешено полоскать горло, приговаривая: "И
как я только на это пошла!", вогнав этим Синдзи прямо в землю.
Впрочем, я подозреваю, что ей понравилось, и она сама смутилась,
поэтому и убежала.
Аска и Рэй
Аска сразу воспринимает двух других пилотов как соперников, но если
Синдзи - соперник в деле управления ЕВА, то Рэй - противник
в обычной жизни. Эта альбиноска вовсе не такая слабохарактерная,
как Синдзи, а главное - практически не дает повода для насмешек,
поскольку относится почти ко всему вполне равнодушно (по крайней
мере внешне, но Аска отнюдь не спец по заглядыванию в души
других). Нельзя сказать, что Рэй умнее или умелее Аски, но
она педантична и хладнокровна, не теряется в стрессовых ситуациях
и вполне уверена в себе. Например, когда в штаб-квартире отключают
электричество и Детям приходится самим добираться до ЕВА,
Рэй сразу сверяется с индивидуальным пакетом инструкций при
ЧП, тогда как Аска о своем вообще забыла. Тогда же Рэй обнаруживает
хорошее знание хитросплетенных коридоров штаб-квартиры, и
несмотря на то, что Аска провозглашает себя лидером, именно
Рэй выводит их в нужное место.
Ещё один пример
- когда Аска и Синдзи должны выработать навыки взаимной синхронизации
и позорно проваливаются на глазах Мисато и школьных друзей,
Аска в ярости отказывается продолжать тренировки. И тут Рэй,
послушно приказу Мисато, занимает её место и сразу добивается
некоторого успеха, чем просто ужасает Аску, которая понимает
свою заменимость.
В конце концов Аска говорит Рэй самое обидное,
что смогла придумать - называет её заводной куклой, безропотно
подчиняющейся приказам. Для Аски это гораздо тяжелее любого
ругательства - кукла для неё является горьким символом сумасшествия
матери, бессилия и смерти.
Аска и Мисато
Когда две женщины живут в одном доме, да ещё
и любят одного мужчину - быть неприятностям. И действительно,
Аска цапается с Мисато по каждому удобному поводу. Впрочем,
есть и мирные моменты - например, когда они купаются в горячем
источнике.
Конец Евангелия
Бина - материнская сефира понимания,
и вершина ветви суровости. Пассивное женское начало, которое
также называют Ама, бесплодная мать, и Аима, плодовитая мать,
извечно соединенная с Аба, Отцом (Хокма)для поддержания порядка
во Вселенной. Эту сефиру ещё называют Мара, Великое море -
от этого корня образовалось имя Мария, мать всего живущего.Это
небесная мать, женский аспект Бога, Элохим. Каббалисты рассматривают
её как прототип чрева, откуда появилось всё живое.Божественное
имя этой сефиры - Иегова Элохим, архангел - Цафкиил, ангельский
чин - Аралим, или Престолы.
Если Хокма - динамическая
сила, то Бина - форма, вмещающая эту силу (буква бет
- прототип всех вместилищ). Бина и Хокма представляют собой
два полярных аспекта проявлений, небесных отца и мать, породивших
Вселенную.Вместе Хокма и Бина - Элохим, Создатель, о котором
говориться в книге Бытия. Это две первоосновы жизни, протон
и электрон, из которых образовались все аспекты творения.
Чередование активности и пассивности, созидания и разрушения
- проявление и взаимосвязь двух извечных противоположностей.
Цвет Бины в мире Ацилут - малиновый, как штепсельный комбинезон Аски,
как ЕВА-02. Однако Аска - вовсе не однозначный двойник своей
сефиры. Напротив, её внутренняя энергия бьет саморазрушительным
ключом, а пассивное существование - ненавистный символ сумасшествия
и самоубийства матери. Можно сказать, что именно в момент
этой трагедии Аска решила пойти наперекор "сакральному предназначению"
- всего в жизни добиться самостоятельно. Она презрительно
относится к мальчикам (особенно к Синдзи) и не желает иметь
детей, то есть отвергает сам смысл существования Бины и тем
самым обрекает мир на хаос и победу Келиппот. Однако в глубине
души она - ребенок, истосковавшийся по любви и пониманию.
Что же есть Конец Евангелия для Аски? Да, она
все-таки вступает на путь Бины, выражает любовь к Синдзи,
тем самым возвещая созидательный союз Бины и Хокмы. Но она
не становится менее собой, не перерождается в нового человека.
Келиппот - просто искры, упавшие с потоков Высшего света,
и их возвращение к истокам - не ломка системы, а лишь отражение
в зеркале. Последние слова Аски - "Мне плохо". Это жизнь.
|